* * *

Покажется, что больше никогда

не написать, не выдумать, не встретить -

и никого несчастнее на свете,

и не придумать большего вреда.

О! - "песня спит в предмете каждом", да,

но далеко не каждому в предмете

разбуженного смысла предрассветье,

как вымысла, дается крастота -

тогда точней рисунок мысли, скрытой

под внешним слоем скромного реченья,

под неизбежным веществом словесным;

тогда ты - небо, и метеорита

в тебе внезапно колкое свеченье,

а после - тьма подобна лучшим Песням.

* * *

Like painted are the shadows there in Hard

they move to us the evening. I am silent.

I am today as if my soul is island

in very middle of the sadness. Guard

against the gloomy curtain, my weak start,

and be afraid to think that you now is and

because of that will be tomorrow. Imprisoned

with nature's lie you are a hoax, smart

when we see you with an untrained eye

and that is necessary that don't dye

ourselves with night up to the dying

midst of the brightest beams of whole

our world, that always has a poll

a neutral one, where earthing's mixed with skying.

Тема 2.

Theme 2

Приемы самоанализа и автодидактика

The method of self-analysis and self-studying in autodidactics

I. Самовосприятие личности.

I. The personality's introspection.

1. Диалектика единства общего (одинакового) и частного (разного, неповторимого).

1. Dialectics of the unity between the whole (common) and the particular (different; unique).

2. Самовосприятие как результат отражения чужих суждений о личности (импритинг).

2. Introspection as the result of other people's judgements about the personality (imprinting).

3. Уменьшение неадекватного самовосприятия личности и аберраций самовосприятия при помощи самоанализа, самопознания (Itatо Svevo).

3. Reduction by the personality of introspective inadequacies and aberrations with the help of self-analysis and self-studying (Italo Svevo).

4. Разбытовление отношения к самоанализу (неосуждение думания).

4. Release of self-studying from philistine judgements (thinking is not condemnatory).

5. Мышление и самоанализ.

5. Thinking and self-analysis.

6. Интерес и самовосприятие, заинтересованность в объясненности.

6. Interest and introspection (desire for explanation).

7. Рассудочное созерцание внутренних движений.

7. Rational observation of inner movements.

8. Совершенство самовосприятия и концентрация внимания (круг концентрации).

8. Development of introspection and concentration of attention (the circle of concentration).

II. Отчуждение личности от самой себя.

II. Alienation of the personality from one's inner self

1. Незнание истинного содержания момента духовности.

1. Unawareness of the actual sense of the "moment of spirituality."

2. Исполнение механических движений и рутинных операций.

2. Exercising in mechanical movements and routine operations.

3. Низкий уровень самосознания.

3. Low level of self-awareness.

4. Диктат социогруппы.

4. Dictate of the social group.

5. Роль внутреннего цензора.

5. The role of the inner censor.

6. Неполное развитие.

6. Incomplete development.

7. Недостаточность самоанализа и названности явлений.

7. Lack of self-analysis and nomination of phenomena.

8. Порочные и ошибочные установки: мода, воспитание, "психические увечья".

8. Corrupted and erroneous guidelines: fashion, education, psychic injuries.

9. Отсутствие творчества.

9. Lack of creativity.

10. Комплексы, фобии, мании - т.е. психопатология средней тяжести.

10. Complexes, phobias, manias - i.e. psychopathologies on the average.

11. Самовосприятие мещанина:

11. Philistine self-attitudes:

а) удовлетворенность достигнутым и отчуждение от самого себя;

a) satisfaction with the well-being gained and self alienation;

б) инерция покоя и бездеятельности как иллюзия благополучия;

b) inertia of complacency and lethargy as an illusion of well-being;

в) бездуховность как замкнутая система;

c) lack of spirituality resulting in the system withdrawn into itself;

г) мир в мире, государство в государстве - мещанин как вещь в себе: ощущение собственной неполноценности и стремление оправдаться ссылкой на большинство;

d) a world within the world, a state within the state - a philistine as a thing in itself: awareness of one's inferiority and attempts to justify oneself appealing to the majority;

д) "самый большой мещанин - это фюрер" (Г. Брох);

e) "the greatest philistine is the furer" (G. Broch);

е) меры предосторожности: "Не позволяй душе лениться" (Н. Заболоцкий).

f) preventive measures: "Don't let your soul be idle" (N. Zabolotsky).

III. Приемы самоанализа.

III. Self-studying technique.

1. Самоопрос или обращение к "внутреннему я".

1. Self-inquiry or appeal to the inner Self.

- "В каждом человеке есть Человек" (В. Гюго);

- "Человек - это пропасть" (Ф. Гельдерлин);

- единство противоположностей;

- чувство меры;

- сбалансированность с восприятием внешнего мира.

- "There is a Human Being in every human being" (V. Hugo);

- "Man is an abyss" (F. Holderlin);

- the integrity of opposites;

- sense of proportion;

- regaining of balance with the perception of the outer world.

2. Сбор данных о неосознаваемой (иррациональной) части личности, расширение осознаваемого ареала.

2. Accumulation of data about the incomprehensible (irrational) part of a personality; extension of the area to become aware of.

3. Определение коэффициента ангуассности (коэффициента тревожности). Попытка осознания всегда полезна для психики. Ангуассность в какой-то степени должна присутствовать всегда, полное ее изживание невозможно, и речь может идти только о локализации, о периферийности ее присутствия.

3. Defining the proportions of anxiety. The attempts to become aware of it are always useful for one's psyche. Anxiety in certain proportion is always present; it is impossible to outlive it, but it is possible to make it local or drive it out to the periphery.

4. Оценка восприятия нас посторонними:

4. The estimation of the strangers' attitudes to us:

а) учет личности воспринимающих;

a) account for the stranger's personality;

б) учет инертности мышления;

b) account for inertia of thinking;

в) скидка на обыденность сознания и суждения (аллогизмы бытового мышления).

c) account for narrowness of routine thinking and judgement (illogic of routine thinking).

5. Самоанализ и самоедство. Осознание, факт осознания как критерий достаточности при самоанализе.

5. Self-studying and self-accusation. Comprehension, the fact of being aware is sufficient for self-analysis.

6. Поиск истинного "Я". Правило: Истинное "Я" наполовину находится вне личности, в социуме, в отношениях между людьми, поэтому ищи его и внутри, и снаружи.

6. The search for the true Self. The rule: the true Self is half beyond the personality, it is in the society, in the relations between people, that is why one has to look for it both inside and outside.

7. Собственный "взгляд со стороны", отстранение от самого себя; рассудочное действие (левый мозг следит за правым).

7. Observation from outside, alienation from one's own self; rational activities (the left brain observes the right one).

8. Позиция последнего дня - как прием для определения истинности свойств и ценностей.

8. "The last day status" as a method for identifying true qualities and values.

9. Нахождение точки отсчета на шкале ценностей.

9. Discovery of the starting point on the scale of values.

10. Культивирование честолюбия как прием ликвидации чувствительности (сентиментальности).

10. Cultivation of ambitions as a method for getting rid of sentimentality.

11. О движении души.

11. On the soul's movements.

IV. Императив-секунда, призвание. Роль уединения ("Уолден" Г. Торо, М. Монтень, В.И. Ленин и т.д.).

IV. The imperative moment, the calling. The role of solitude ("Wolden" by H. Thoreau, M. Montaigne, V. I. Lenin and others).