* * *

Успеется ли то, что мне дано

осмыслить, испытав еще раз опыт,

повторно Зло переживая, чтобы

узнать, что в жизни значило оно?

Ум трезвенника изобрел вино,

и двадцать лет старела Пенелопа,

не отличаясь мудростью особой,

но верностью (что, в общем, мудрено).

Где он кончается, наш всемогущий,

где замещается кофейной гущей?

Быть может, он один - повсюду сразу

и в сущности живого - вездесущ,

двойной спиралью перевитый плющ -

известный нам одной лишь гранью Разум?

* * *

O, dear Mr Empson, I beg you allow to tell

that our houses constantly are on a cliff

that we are suspended by nerves and by feeling's?? as if

the fly is the firmness, and badly is well.

And here to diminish means adversely to swell,

as to exist as a ship is to be a light skiff

I contemplate a spring and see a falling leaf

where freshly blossoms play the notes of magic smell.

All living now is swimming when it's sinking,

and in deep muteness when is something singing

in most perfect joy when he or she is sad.

I hope really in moment of lost pations.

And happens everything where there are no occasions.

I may be had the world because I nothing had.

 

Тема 17.

Theme 17

Личность как расширяющаяся вселенная

Personality as extending universe

I. Концепция личности-вселенной.

I. Concept of the personality-universe.

1. Личность как система оптимального осознания самого себя.

1. The personality as a system of optimum self-awareness.

2. Личностные параметры и духовные поступки - единство рационального и иррационального.

2. Parameters of a personality and spiritual acts as the unity of rational and irrational.

3. Завоевание лично-иррационального, углубление знания о себе.

3. Conquest of personally irrational, deepening of knowledge about oneself.

4. Звездные скопления, туманности в лично-иррациональном.

4. Clusters of stars, nebulae in the personally irrational.

5. Идеал и лично-иррациональное как "спрессованный" духовный материал.

5. The ideal and personally irrational as "densed" spiritual material.

6. Расширительное движение первоначального духовного материа-ла. ("Все узнается, все в нас существовало, оказывается, уже в нерасшифрованном виде" - самораскодирование есть движение духовного в культуре).

6. Extending move of the initial spiritual material ("Everything is recognizable, everything appears to have existed
in ourselves being encoded" - self-decoding is
a spiritual motion in culture).

7. Этика расширения личности: взаимопроникновение, слияние (отождествление) фрагментов, обезымянивание, растворение лично-личного (самости) в лично-всеобщем (коллективный эйдос, бог), эйфория обезымянивания, узнавание своего во вселенной - внутреннее вовне, совершенствование моделей внутренней жизни - откровение (как самоистолкование со стороны).

7. Ethics of a personality's extension: mutual penetration, merging (equation) of fragments, loss of name, dissolution of self-personal (conceit) in personally universal (collective eidos, God), euphoria of name losing, recognizing one's dear in the universe - inner in the outer, perfection of patterning inner life - revelation (as self-interpreting from aside).

8. Диалектика "расширения": отчуждение от себя "отдельного" и породнение с "Я" - частью всеобщей духовности ("есть движение к истинному самому себе").

8. Dialectics of "extension": alienation of "separate" self and becoming related to the Self who is a part of the universal spirituality ("moving to the real Self").

II. Фантазирование и творчество.

II. Fantasy and creativity

1. Фантазирование как интенционизация представлений ("по щучьему велению, по моему хотению") и моделирование во внутреннем пространстве- времени личности (завоевание иной жизни); параллельное существование; экзистенциализация потенциальной жизни, заключенной в каждом человеке: геронтологическое обогащение психосоматики человека (актеры и священники обычно живут долго).

1. Dreaming as turning ideals into intentions ("By will of the pike, do as I like", i.e. as if by magic, by itself) and modelling in the inner space-time of a personality (conquest of another life); parallel existence; bringing into existence of the potential life characteristic of everybody: gerontological enrichment of psycho-somatic of a human being (actors and priests live long as a rule).

2. Фантазирование как прорыв к иррациональному.

2. Dreaming as a breakthrough to the irrational.

3. Здравый смысл и фантазирование.

3. Common sense and fantasy.

4. Моцартианство как подконтрольное фантазирование (сущность техники художественного творчества); тематическое фантазирование, инвариантность; практическая неисчер-паемость возможностей прочитанных ситуаций; чтение, видение в самом себе расширяющейся личности; кодирование состояний при помощи знаковых систем данной цивилизации и изменений в современном искусстве, интернационализация кодов); гедонизм творчества - осознание самого себя (химизм духовного!).

4. Mozartism as fantasy under control (essence of creative work technique in arts); thematical dreaming, invariableness; practically inexhaustible number of possible situational readings; seeing oneself as an extending personality while reading; encoding feeling and experiences with the help of sign systems of this civilisation and changes in the contemporary art, internationalization of codes); hedonism of creative work - awareness of oneself (chemism of the spiritual!)

III. Приемы изобретательства.

III. Invention technique.

1. Персонификация материала (одушевление действующих сил представляемого, исследование поведения сил).

1. Personification of material (animation of the driving forces of the imagined, studying of the forces' behaviour).

2. Исследование парадоксального.

2. Research of paradoxical.

3. Нахождение аналогий в природе (в растительном, животном мире или в явлениях).

3. Search for analogies in nature (in flora, fauna or phenomena).

4. Нахождение аналогий в несмежных областях человеческой дея-тельности.

4. Search for analogies on non-related fields of human activity; "subconscious inventions" (sleeping, D. Mendeleev's system, Etruscan tomb by Z. Freud, etc.)

5. Моделирование (воображаемое) философской концепции (с ис-пользованием "тотальной диалектики"); анализ всего противоречивого как возможного.

5. Modelling (imagined) of a philosophic concept (using "total dialectics"); analysis of all contradictory as possible.

6. Переосмысленные метафоры (инсценизация, прикидка, техничес-кая обработка идеи); авантюрная игра.

6. Re-comprehension of metaphors (staging, reckoning, technical processing of the idea); adventure play.

7. Эвристическое напряжение и эффект необычного открытия (особенно при работе в неожиданном, удаленном материале).

7. Heuristical tension and effect of unusual discovery (especially while working in unpredictable remote material).

8. Сканирование прошлого.

8. Scanning of the past.

9. Проскопия как результат полного этического включения в творческую работу.

9.Proscopie as the result of full ethical involvement into creative work.

IV. Вспышка биохимической энергии и расширение личности.

IV. Flashes of biochemical energy and extending of a personality.

1. Параллель с этногенезом (отличие: личность может быть всегда личностью).

1. Parallel to ethnogenesis (differentiation: a personality may always remain a personality).

2. Инстинкты и пассионарность (совершение подвига во имя нау-ки, искусства и т.д.).

2. Instincts and passionateness (performing a feat for the sake of science, art, etc.)

3. Взаимопроникновение эйдосов как атараксизация личности - удовольствие, "здоровье тела и спокойствие души" (Эпикур).

3. Interpretation of eidoses as ataraxization (tranquillization) of a personality - delight, "body's health and soul's peace." (Epicure).

4. Высшая полезность духовного расширения - соответствие акта расширения духовности природе человека.

4. The supreme usefulness of spiritual extension - correlation of the act of spiritual extending to the human nature.

5. Труд во имя обретения взаимопонимания.

5. Work for the sake of mutual understanding.

6. Обратная связь: коллективный эйдос - личность; чувство принадлежности, опора духа.

6. Feedback: the collective eidos - a personality; sense of belonging; fulcrum of spirit.

7. "Присоединение к эйдосу из прошлого" (гипотеза - эйдос вечен, доказательство - тезаурус состояний); параллель: эйдос - состояние (состояние как результат восприятия эйдоса).

7. "Joining the eidos from the past" (hypothesis - the eidos is eternal, proof - the thesaurus of feelings); parallel: eidos - feeling (feeling as the result of perceiving the eidos).

8. Добрый и злой эйдос (параллель с черной и белой магией); эволюция доказывает непрестанное преобладание конструкции над деструкцией, доброго над злым (гораздо чаще человеческим).

 

8. Good and evil eidoses (parallel to the black and white magic); evolution proves continual prevailing of construction over destruction, good over evil (very often human).