Арабский шах
Алгоритм и предметы, которыми мы себя окружаем

Есть такое слово, которого ты, может быть, и не знаешь: алгоритм. Правда, похоже на арабское? Что же это такое? Это свод правил для исполнения таких дел, которые уже исполнялась не одним десятком человек и не одной тысячей. Такие правила доказывают: ты тоже сможешь сделать то, что до тебя делали другие. Поэтому мы пользуемся алгоритмом в двойном смысле: и для того, чтобы разобраться, как же нужно заниматься самостоятельно, и чтобы быть уверенным в том, что у нас все получится, Ведь когда мы произносим слово "алгоритм", то как бы представляем себе сотни и сотни интеллигентных, умных, добрых людей, которые уже прошли эту дорожку и пришли к какой-то цели. Они словно стоят у нас за плечами, стараясь помочь, а в результате мы действуем не вслепую, зная то, что делаем. Поэтому сейчас мы приступим к алгоритму наших занятий таким образом, чтобы, занимаясь чем-то уже проверенным, делать быстрые успехи и становиться взрослее, добрее, лучше.

Итак, что же нужно, чтобы эти правила исполнять? А что нужно, чтобы играть в "классики"? Мел нужен? Конечно. Нужны друзья, которые будут играть с тобой, партнеры. А могут вместо таких партнеров в учебных занятиях выступать книги? Ты, наверное, и не думал, что ту же игру можно организовать дома, не чертя на асфальте, а про себя производя такое действие - вроде рисуя и вычерчивая духовные классики.

Слово духовный мы вводим здесь как очень важное слово, его можно даже назвать термином. Что такое термин? Это подарок людей, которые жили когда-то и оставили его тебе, обозначив им какое-то дело. И за словом этим стоит опять-таки много людей. Посмотрев на книги, ты должен понять, что они - словно твои друзья, которые сейчас вроде отсутствуют. Ведь то, что осталось в книгах, - очень важная часть души этих людей. И когда ты сейчас начнешь заниматься, нужно отнестись к книгам так же, как ты относишься к людям, к лучшим своим друзьям, потому что выражена в книгах лучшая часть их души”. То, что было злого в судьбе, допустим, Горация, или Като, или Максима Горького, наверное, ушло на обочину, удалилось, а главное, самое желанное для них осталось на страницах.

Надо расположить книги так, чтобы эта книжная "компания" была похожа на человеческую. Если мы хотим пообщаться со своими друзьями, то, прежде всего, хотим их видеть, не правда ли? А для этого и смотрим на них. Если кто-то находится дальше, во втором ряду, просим его выйти вперед, чтобы он стал перед нами. А теперь представь, что очень важные книги, которые тебе подарили, к примеру, на день рождения, или те, которые ты купил сам, стоят где-то в третьем, четвертом ряду, и ты никогда не видишь их. Значит, надо расставить их так, чтобы всегда можно было общаться с ними, чтобы сдружиться сразу со всеми этими прекрасными друзьями. И если ты будешь чаще встречаться с ними, будешь видеть их наяву, потому что они стоят в один ряд, повернувшись к тебе корешками с названиями, твое общение с ними всегда будет эффективным, полезным для тебя.

Самые главные книги для обучения - справочники и учебники, словари и энциклопедии, пособия по самым различным предметам. Они должны стоять отдельно и обязательно выстроены как бригада учебной скорой помощи, В одном случае тебе помогла эта книга, а в другом - иная. Но сами они не умеют сбегать с полки -есть у них такой небольшой недостаток. Поэтому к книге нужно- топать пешком. Да, ты будешь все время вставать и смотреть в словари или энциклопедии. И не надо надеяться на то, что у тебя будет спокойная жизнь. Если ты уже учишься по-настоящему, используя принципы автодидактики (ты уже понял, наверное, что автодидактика и самообучение - одно и то же, ведь "авто" в переводе с греческого означает "сам", а "дидаскеин" - "учить"), придется одновременно заниматься и физкультурой - то брать словарь, то класть его на место. Захочется тебе оставить книгу на столе возле себя - оставь, но потом все равно придется нести и заниматься тем, что называется тренировкой мышц.

Какие словари нам нужны? В добавление к тому, что мы проходим в школе, конечно, кое над чем необходимо заниматься и самому. Школа не все может дать, мы должны сами многому учиться. И потому надо и французским языком заниматься, и английским, как ты это уже, наверное, делаешь, и немецким. Если будешь владеть разными языками, сможешь узнать и правильно понять мысли многих людей, которые живут в мире.

Основные языки, которые очень распространены: английский, французский, немецкий. И потому нужно заняться организацией своей библиотеки (попроси взрослых помочь это сделать) так, чтобы в ней были двуязычные словари -словари на двух языках. А иногда бывают еще и трехъязычные - -весьма полезные книги. Кроме того, важно иметь различные толковые словари. Если у тебя есть русский или украинский, толковый словарь, ты уже знаешь, что в нем объясняется слово на том же языке, из которого оно взято. Такие словари очень нужны и в других языках - английском, французском, немецком, чтобы ты имел возможность развивать себя в пользовании книгами, написанными на том языке, каким ты хочешь научиться владеть.

Важно привыкнуть, уходя из дому, брать с собой разные небольшие книги и разговорники. Бывает, идешь не в школу, а в магазин за хлебом или отправляешься на какой-нибудь пикник. И очень полезно взять с собой книжку, вдруг тебе захочется в нее посмотреть - не все же время глазеть, как кошки бегают по крышам или как ездят машины и пылят. Вспомнишь вдруг какое-то слово - и потянет, хоть на минутку, открыть книжку. Так и должно быть. Наверное, человек учится именно в такие минутки, заглядывая в книгу, когда ему интересно.

Если книгу носить незавернутой, то, естественно, очень скоро она приобретет такой вид, что будет неприятно взять ее в руки, да и страницы начнут потихонечку исчезать. Значит, мы с тобой должны договориться так обращаться с книгами, чтобы они не портились. Будем мастерить разные футляры, из которых книга легко извлекалась бы. Это могут быть и специальные полиэтиленовые пакеты. Но лучше, конечно, делать для книг твердые футлярчики, которые мы называем кассетами. Они изготавливаются из картона или других материалов.

Еще нам нужно обязательно научиться отмечать то, что у нас получилось удачно. Например, ты сказал что-то интересное, или просто необычно подумал, или представил удивительный образ. А как ты потом это повторишь, как оценишь, что у тебя получилось? Конечно, свои успешные действия, свою. удачную мысль нужно записать. Что для этого тебе необходимо иметь под рукой? Прежде всего - лист бумаги. А чтобы листы бумаги были всегда под рукой, их надо положить в нескольких местах квартиры, да не по одному, а целыми стопочками: и тут, и там пусть лежат, и в каком-то другом месте. Но бумага не может покрываться "письменами", если рядом не будет письменных принадлежностей. Конечно, возле каждой стопочки обязательно должны быть ручка или карандаш, можешь положить и кисточку, краски, если тебе иногда хочется что-то изображать. Хорошо бы, замечательно даже, иметь дома не одно, а несколько таких мест для занятий. Тогда ты не будешь тратить время впустую, тогда не забудешь того, что вдруг пришло в голову, потому что все окажется под рукой. А бывает, помедлишь, несколько шагов сделаешь - и все, ушла, навеки пропала хорошая мысль.

Записывай свои фантазии, делай рисунки. Но недолго. Надо учиться прерываться на интересном месте и переходить к другому занятию. Тогда у тебя все время будет много-много энергии. Кроме того, хорошо выписывать оригинальные, умные выражения из книг. Иногда нужно выписать слово, которое ты хочешь посмотреть в словаре, чтобы не забыть. Стоит повторить его, попытаться воспроизвести, потом проверить ударение и снова записать: позже достанешь словарь и посмотришь это слово. Тогда ты станешь образованным человеком, и довольно быстро -6 лет так через... (Не буду говорить сколько, потому что образование никогда не кончается...)

Полезно также слушать зарубежное радио, смотреть телепередачи на разных языках. Если дома есть магнитофон, его надо правильно использовать. Можно "наговорить" на пленку то, что учишь на другом языке, и сравнить с лингафонным курсом - записью текстов, начитанными носителями этого языка.

Обязательно должен быть в квартире музыкальный инструмент, пусть даже самый маленький. Иногда это сопелка, иногда - блок-флейта. А у кого-то есть пианино, или скрипка, и. .и баян. Даже на игрушечном пианино можно точно сыграть короткую мелодию.

Конечно, необходимо иметь достаточное количество закладок для каждой книги. Желательно, сколько книг - столько закладок. Закладки должны быть аккуратно сложены в одном месте, чтобы всегда можно было взять, когда тебе нужно. Закончив работу с книгой, не забудь достать оттуда закладку, особенно если она твердая, иначе на страницах могут остаться отметины.

Иногда книги печатают не крупными буквами, а мелкими. В таких случаях нужно обязательно пользоваться лупой. Желательно, чтобы в доме были и маленькая лупа, и лупа побольше. Раньше выпускали линейки со специальными увеличительными стеклами, которые были в нее вправлены. Лучше всего, конечно, иметь стационарную лупу - тогда ты ставишь книгу и можешь читать сразу целую страницу. И у тебя не будет болеть голова из-за того, что ты напрягаешь глаза. Маленькую лупу хорошо даже носить с собой. Так как стекло бьется, надо попросить маму или папу купить лупу в футлярчике. Но обращаться с ней надо осторожно.

Что нам нужно иметь еще, если мы хотим быть устремленными в будущее? Стоит собрать образцы разных зарубежных изданий - газеты, журналы, и не только детские: плох тот солдат, который не мечтает быть генералом, почему бы и нам не мечтать стать, например, ученым, музыкантом или очень хорошим мастером в какой-то другой области, правда?

Когда ты станешь взрослым человеком, у тебя обязательно появится потребность мысленно вернуться в детство. И вот совсем взрослой, замужней женщиной или женатым мужчиной (у тебя уже будут дети), ты вновь оценишь свое детство, вспомнишь, что тебя окружало. Обязательно постарайся сохранить образцы газет и журналов каждого года - когда ты учился в первом, втором, пятом классе, много места это не займет. Так ты научишься быть архивариусом. (Вот какое длинное слово "архивариус", а означает оно человека, который умеет обращаться с вещами, имеющими историческую ценность, и хранить их грамотно.) Надо завести папки, написать на них, допустим, "Немецкая пресса", "Английская пресса", "Французская пресса" и т.д. Придумай какие-нибудь другие названия, ничего не будет плохого, если ты сделаешь это иначе. Но важно, чтобы уже в детстве у тебя появилась устремленность в будущее, мысль о том, что эти газеты и журналы тебе обязательно пригодятся, когда ты сможешь не просто рассматривать их, а читать. Если ты станешь правильно заниматься, хорошо зная алгоритм занятий, это время не за горами.

А теперь давай вспомним о песнях, о художественной литературе на иностранных языках. Если у нас есть сборник песен на английском, мы можем, зная ноты, попробовать что-то спеть. А ноты не так сложно знать, если даже ты только недавно пошел в школу. Можно начать разбирать их не только с помощью папы или мамы, но и самому. А если ты по-настоящему самостоятельный учащийся, ты обязан сразу, с первого шага хоть немножечко, а стараться разобраться во всем сам. Значит, нам нужны сборники песен и нужно попытаться вникнуть в тексты и музыку песен, которые там напечатаны. Еще нужны художественные книжки - лучшие детские книжки на разных языках. Большинство из них широко известно. Но есть и такие, которых у нас почти никто не знает, потому что их не переводили. Например, прекрасную детскую писательницу графиню Софью Растопчину, известную под именем Comtess de Segur. Во Франции ее читают уже почти двести лет. И много-много интересного ожидает человека, который будет знакомиться с разными языками, организуя материальную базу для того, чтобы можно было заниматься ими удачнее, лучше, чем обычно.

Какие еще должны быть у нас художественные книжки? Не только детские - опять нужно думать о будущем, когда может пригодиться и та, и другая книга. А то, что будущее начинается сегодня, ты, наверное, уже понял. Поэтому надо начинать листать эту книгу сейчас, особенно если она называется "Фауст" Гете или "Сонеты" Шекспира на немецком, английском или украинском языках. Надо полистать такую книгу, познакомиться с ней, и иногда строку-другую попробовать разобрать. Ведь скалу можно разрушить только постепенно, откалывая от нее маленькие гранитные части. А если крушить сразу всю, придется взрывать: так недолго и под обломками погибнуть. Зачем же так поступать? Нам нужно мирно, спокойно знакомиться с этим "гранитом". Есть даже выражение такое: гранит знаний, гранит науки.